Понедельник, 23.04.2018, 00:56
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "ШКОЛА №4"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2016 » Октябрь » 27 » Открытый урок Лесные и торфяные пожары - 7 кл
10:30
Открытый урок Лесные и торфяные пожары - 7 кл

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 7 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА «ЛЕСНЫЕ И ТОРФЯНЫЕ ПОЖАРЫ»

Преподаватель-организатор ОБЖ Родионов Б.Е.

2016-2017 г.

Тема урока: Лесные и торфяные пожары.

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.

Класс: 7.

Продолжительность занятия: 40 мин.

Цели урока:

  • Образовательные  изучение  материала по теме «Лесные и торфяные пожары.»; ознакомление учащихся с видами природных пожаров  и их разрушительным действием.

  • Развивающие развитие познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширение кругозора учащихся.

  • Воспитательные умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека; привитие навыков осторожного обращения с огнём;  ориентирование на мужество, находчивость, и самоотверженность.

Педагогические технологии применяемые на уроке:

- технологии развивающего обучения;

- игровые технологии;

- технология объяснительно-иллюстративного обучения;

- технология коллективного взаимообучения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактические материалы используемые на уроке: мультимедийная презентация «Лесные и торфяные пожары», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией  А.Т. Смирнова – АСТ: Астрель, 2008. Карточки для тестовой игры на закрепление знаний.

Подготовка к уроку:

1. Подбор материала и набор текста.

2. Подбор изображений из интернета и других источников для слайдов.

3. Составление и оформление презентации.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа над темой урока.

Не стоит никому на свете шутить с огнём, играть с огнём!

(Слайд 2)

Пожаром называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибель человека.

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Наукой о лесных пожарах – лесной пирологией.

Пожароопасные зоны в России (показать на физической карте России)

Пожароопасный сезон в нашей стране с апреля-мая по сентябрь-октябрь.

Наиболее пожароопасными являются Амурская, Магаданская, Читинская, Иркутская области, Камчатка, Забайкалье, Якутия, Бурятия, Алтай. Торфяные пожары характерны для Подмосковья, пригорода Новосибирска.

Катастрофическими лесными пожарами за последние годы в России было уничтожено 650 тыс. га леса, 4900 штабелей торфа. С 2010 по 2014 г. в России в огне пожаров сгорело более 38 000 человек, среди них участники ликвидации лесных пожаров.

Основные причины возникновения лесных и торфяных пожаров

(Слайд 3)

Причины пожара бывают природные и по вине человека.

Природные причины: это жара, удар молнии.

По вине человека чаще всего причинами лесных пожаров становятся:

- брошенная горящая спичка;

- непогашенный окурок;

- костер, разведенный в неположенном месте;

- тлеющий охотничий пыж;

- оставленные бутылки или осколки стекла (могут служить в качестве линзы);

- пропитанный бензином обтирочный материал;

- преднамеренные поджоги.

Классификация лесных и торфяных пожаров

(Слайд 4)

Лесные пожары бывают трех видов: подземный (торфяной), низовой и верховой. Низовые и верховые пожары бывают беглыми и устойчивыми. Также выделяют еще 2 вида природных пожаров: степной и ландшафтный (травяные палы).

Подземные (торфяные) пожары

(Слайд 5)

связаны с возгоранием торфа. Могут быть малозаметны, что представляет дополнительную опасность. Крайне плохо поддаются тушению. Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой. При выгорании торфяного пласта под поверхностью почвы образуется полость, которая может представлять опасность провала.

Распространяется под землей, на глубину до нескольких метров.

Температура горения до 12 000 °С.

Скорость движения огня низкая, до 1 км/сутки.

Цвет дыма светло-серый.

Низовой пожар

(Слайд 6)

характеризуется распространением огня по надпочвенному покрову. Горит лесная подстилка, ветки, живой покров из мхов и травы, мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев. Особенно повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. 90 % всех случаев лесных пожаров – низовые.

Распространяется по нижнему ярусу леса.

Высота пламени от 50 см до 2,5 м.

Температура горения до 7 000 °С.

Скорость движения огня от 1 до 3 м/мин.

Цвет дыма светло-серый.

(Слайд 7)

Беглый низовой пожар в сухом лесу при ветреной погоде распространяется с большой скоростью (более 0,5-1 м/мин.), обходя места с повышенной влажностью покрова. Происходят весной.

Устойчивый низовой пожар охватывает нижние части стволов деревьев и выступающие на поверхность корни. Сгорает напочвенный покров, валежник, самосев леса, хвойный подрост и подлесок. Происходят летом.

(Слайд 8)

Верховые пожары распространяются по стволам и кронам деревьев. Возникают  в засушливую погоду при сильных ветрах. Многочисленные искры из горящих ветвей и хвои, летящие перед фронтом огня, создают новые пожары за несколько десятков метров от основного очага.

Распространяется по всей высоте деревьев.

Температура горения до 12 000 °С.

Скорость движения огня от 1 до 100 м/мин.

Цвет дыма темно-серый, чёрный.

(Слайд 9)

Беглый верховой пожар (ураганный). Возникает при сильном ветре. Огонь распространяется по кронам скачками, с высокой скоростью (250-330 м/мин.), расстояние между скачками 70-90 м.

Устойчивый верховой пожар (повальный). Огонь движется сплошной стеной от надпочвенного покрова до крон деревьев со скоростью до 8 км/ч. Обладают наибольшей разрушительной силой. Лес выгорает полностью.

Основные способы тушения лесных и торфяных пожаров

(Слайд 10)

- Захлестывание огня по кромке пожара ветками

- Засыпка кромки пожара грунтом

- Пуск отжига (встречного низового и верхового огня)

- Тушение горящей кромки водой (химикатами)

- Искусственное вызывание осадков из облаков

- Прокладка на пути распространения пожара заградительных и минерализованных полос (канав)

- С помощью пожарной техники и авиации

В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию.

Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.

Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня копают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сбив пламя, остановив пожар, на его кромку снова насыпают грунт сплошной полосой 6–8 см и шириной 0,5 м, на пути движения устраивают земляные полосы и широкие канавы.

Тушение лесных низовых пожаров ведется водой, химическими огнетушителями, с помощью строительства заградительных полос.

Верховые пожары тушат с помощью создания заградительных полос, пуском встречного огня.

Участники тушения торфяных пожаров должны знать расположение источников воды, а также зон, свободных от задымления, куда при опасности надо выводить людей.

К тушению лесных пожаров активно привлекается местное население. Перед началом работ все проходят подробный инструктаж, знакомятся с правилами безопасности.

К тушению лесных пожаров не допускают лиц моложе 18 лет.

Самым крупным владельцем леса в России является Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз). Это государственная организация, у которой есть собственные авиабазы, пожарно-химические станции, дозорно-сторожевая служба. Однако леса могут принадлежать и другим организациям – заповедникам, сельскохозяйственным предприятиям.

Охрана лесов от пожаров осуществляется наземными методами и с помощью авиации. С воздуха леса от пожара охраняет более 930 самолетов и вертолетов, численность парашютно-десантной службы составляет около 7 тыс. человек.

Если из-за ограниченной видимости и задымленности невозможно использовать авиацию, то для определения места и границ пожаров используют космические спутники. С этой целью в городе Пушкино Московской области создан Центр слежения за оперативной обстановкой в лесах Европейской России. Такой же центр создается в Иркутске, где будет организован контроль за лесными угодьями в азиатской части страны.

Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения.

Последствия лесных и торфяных пожаров

(Слайд 11)

- Повреждение и гибель деревьев и другой растительности.

- Выжигание из почвы перегноя.

- Снижаются защитные (полезные) свойства леса.

- Нарушается использование лесных ресурсов.

- Гибель животных.

- Уничтожение отдельных строений и целых деревней.

- Ухудшение экологической обстановки в городах, поселках.

- Поражение и гибель людей.

Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров

(Слайд 12)

Первичными поражающими факторами лесных пожаров являются:

-  огонь;

-  высокая температура  воздуха;

-  ядовитые газы;

-  обрушение деревьев;

-  задымление.

  Вторичными поражающими факторами лесных пожаров являются:

-  разрушающее действие на лесные массивы;

-  уничтожение флоры и фауны;

-  повреждение органического слоя почвы;

-  загрязнение атмосферы продуктами горения.

Во время лесного пожара наибольшую опасность для человека представляют:

- огонь и высокая температура воздуха;

- задымление и нехватка кислорода;

- обрушение деревьев.

Правила безопасного поведения в зоне лесных и торфяных пожаров

(Слайд 13)

Что делать, если вы оказались в зоне лесного пожара

1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.

2. Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.

3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом рубашки.

4. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.

Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.

Когда эвакуация невозможна, пожар пережидают в загерметизированных каменных зданиях, убежищах гражданской обороны, погребах.

Иногда переждать пожар можно на открытых участках – стадионах, площадях.

4. Закрепление материала.

ИГРА «РАЗРЕШАЕТСЯ – ЗАПРЕЩАЕТСЯ»

Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете зеленые карточка, если оно разрешено и красные – если запрещено.

1. При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01 ( + )

2. Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара ( + )

3. Бросать горящие спички, окурки. ( - )

4. Небрежно и беспечно обращаться с огнем. ( - )

5. Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.  ( + )

6. Оставлять без присмотра горящий костер. ( - )

7. Оставлять на месте костра тлеющую золу. ( - )

8. Учиться пользоваться огнетушителем. ( + )

9. В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. ( + )

10. В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). ( + )

11. Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. ( - )

12. В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. ( + )  

13. При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижавшись к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. ( + )

14. Отправить пострадавшего в больницу ( + )

5. Учащиеся записывают домашнее задание.

фотографии

скачать план урока и презентацию

Просмотров: 450 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Минобрнауки
Независимая оценка

Copyright MyCorp © 2018
Сайт управляется системой uCoz